Почему в «богатых» регионах России оказались самые дефицитные бюджеты

Большинство российских регионов (58 из 85) закончили 2020 год с дефицитом бюджета. Самая большая разница между расходами и доходами зафиксирована в Кемеровской (– 21%) и Тюменской областях (– 20%), Удмуртии (–16%), Ямало-Ненецком автономном округе (–14%), Республике Башкортостан (–14%) и Архангельской области (–14%).
Об этом свидетельствуют данные Федерального казначейства об исполнении консолидированного бюджета субъектов РФ на 1 января 2021 года, оказавшееся в распоряжении РБК. Причиной снижения доходов бюджетов стала пандемия коронавируса и спад цен на нефть, говорится в материале. Кроме того, регионы были вынуждены добавить новую статью расходов — социальная поддержка граждан и антикризисные меры.
Большинство регионов России — 58 из 85 (около 70%) — завершили 2020 год с дефицитом бюджета. Их совокупный дефицит достиг 762,2 млрд руб., что составляет 5% от совокупного объема бюджетных доходов этих регионов https://t.co/n2WppLIlFD
— Investing.com Россия ???????? (@InvestingRU) January 20, 2021
Интересно, что большой дефицит отмечен в относительно «богатые» субъекты РФ. Впрочем, это объяснимо: их благополучие обеспечивает промышленность, как правило добывающая или обрабатывающая, говорит эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ), кандидат экономических наук Михаил Беляев. Пандемический кризис обрушил цены на нефть и газ, а спрос на энергоресурсы в целом серьезно упал. Это отразилось на бюджете регионов, привыкших жить за счет природных богатств, подчеркнул экономист в комментарии «Политике Сегодня».
«Пандемия и карантин нанесли негативный удар пом этим регионам. Но им надо извлечь урок: полагаться и "почивать на лаврах" природных ресурсов, будучи спокойным, мало. Надо быть готовым к тому, что монопродуктовая экономика, даже региональная, очень уязвима. Губернаторы и региональные правительства должны работать над комплексным развитием своего региона. Указаний со стороны федерального правительства ждать не надо. Надо проявлять инициативу, быть хозяином региона и понимать, что надо двигаться, а не полагаться на то, что у тебя общая благополучная ситуация из-за наличия ресурсов», — высказался эксперт.
Беляев счел эффективными антикризисные меры, предпринятые на уровне правительства. Федеральный центр в 2020 году оказывал поддержку регионам: общий объем субсидий из федерального бюджета достиг 3,698 трлн рублей, следует из данных Казначейства. Однако эксперт подчеркивает, что такие меры были направлены непосредственно на купирование острого кризисного состояния и его последствий.
«Но они не смогут компенсировать прибыли и доходы, которые были до кризиса. Антикризисные меры стабилизируют фундамент экономики, не допускают острых ситуаций в регионах. Но они ни в коем случае не создают иждивенческие настроения и не компенсируют процветание», — заключил экономист.
В целом региональный дефицит составил 762,2 миллиарда рублей по итогам прошлого года. Это равняется 5% совокупного объема бюджетных доходов упомянутых 58 российских регионов. Впрочем, в Минфине уточнили, что регионы будут отчитываться перед Федеральным казначейством об исполнении бюджетов после 20 января, поэтому нынешние данные следует считать предварительными.