Почему Сипягина называют «слабым» губернатором и насколько самостоятельны его решения? Разговор с политологом, социологом, гендиректором Независимого агентства региональных исследований Евгением Полковниковым:
— Oчевидно, что свою команду губернатор формирует несамостоятельно. К нему приходят люди, с которыми он раньше не работал, которые чужды региону, вызывают много вопросов. Понятно, что без согласования с Москвой, назначение замов не происходит. Центр принятия решений — не здесь, — уверен эксперт.
Политолог считает, что настало время появления других политических игроков в регионе.
— С новым губернатором воспряли местные элиты после сверхжесткого стиля управления Орловой, при которой они и пикнуть не могли. Сейчас, при относительно слабом губернаторе, который пока никак не зарекомендовал себя и не является авторитетом, местные политические элиты, главы муниципалитетов почувствовали свои амбиции, которые они могли реализовать сейчас, — рассуждает Полковников.
Думаю, некоторые из них имеют и губернаторские амбиции. Так в случае, если случится отставка действующего губернатора в числе потенциальных претендентов на пост могут оказаться и глава г. Владимира Андрей Шохин, и врио вице-губернатора по соцполитике Марина Чекунова, и глава округа Муром Евгений Рычков.
Так, например, Андрей Шохин был бы оптимальным с электоральной точки зрения кандидатом (местный, опытный хозяйственник, в целом успешный руководитель крупнейшего города региона), а это важно с учетом того какие проблемы на последних выборах имела «Единая Россия» и ее кандидаты. Но последние годы крайне редко от партии власти идут в губернаторы местные кадры. Поэтому выбор может пасть и, например, на неместную Марину Чекунову, которая пришла в область работать на в общем то «расстрельную» должность, но в случае, если она сумеет себя на ней зарекомендовать с хорошей стороны, то это будет отличный задел для дальнейшего карьерного роста в рамках Владимирской области. Более того, тот скандал в струнинской больнице был Мариной Чекуновой хорошо отыгран в публичном пространстве и вывел ее в число публичных политиков Владимирской области.
На данный момент очевидно, что председатель Заксобрания Владимир Киселев по уровню влияния вполне сопоставим с Владимиром Сипягиным. Самый яркий пример: ЗакСобрание, по сути, отменило прямые выборы главы в Коврове, что сделано, прежде всего, исходя из электоральной целесообразности для «Единой России». Это решение никак не идет на пользу губернатору, но он был вынужден согласиться с ним.
— По вашим прогнозам, сколько Сипягин будет на посту губернатора?
— Сложно прогнозировать подобные вещи. В экспертной среде обсуждаются разные варианты. Кто-то говорит о весне 2019 года, кто-то отводит больший срок. На мой взгляд, к 2020 году вопрос с губернатором должен быть закрыт. Потому что в 2021 году будут выборы в Госдуму, для этого должны быть абсолютно управляемые регионы.
Шансов получить значительное федеральное финансирование у Владимира Сипягина не много. Выстраивание отношений с федеральными министрами идет с большим скрипом. Серьезных инвестиций в область не ожидается. Поэтому в социально-экономической сфере ждать каких-то улучшений не приходиться. Отсюда велика вероятность, что в скором времени избиратели могут разочароваться в новом губернаторе.
Главный вопрос — вызовет ли замена резкий негатив у населения, не приведет ли это к неуправляемости региона с электоральной точки зрения. В этом плане время может играть как против, так и за Сипягина. Если он сможет в ближайшие месяцы поднять свою популярность у населения, создать лояльное к нему ядро электората, но его замену могут отложить до лучших времен. Если же с этой задачей губернатор и его команда не справятся, то очевидно, что отставки не придется долго ждать. Поэтому одним из важнейших источников информации о дальнейшей судьбе региона становятся социологические исследования. Именно анализ электоральных позиций губернатора и ключевых претендентов на пост может сыграть определяющую роль в принятии решения.
— Кадровые решения — главная ошибка Сипягина?
— Очень важный момент: ключевая позиция — вице-губернатора по внутренней политике до сих пор остается свободной. Если Сипягину удастся привезти человека, который реально будет бороться за его интересы и работать с ним в команде, тогда, возможно, будут какие-то шансы.
Вообще, на мой взгляд, он очень сильно упускает время. За эти полгода ему надо было наращивать узнаваемость, электоральный рейтинг. На данный момент Сипягин остается для людей знаком вопроса. Нет ни положительного, ни отрицательного мнения о нем. Хотя это выгоднейшая позиция, идеальный стартовый вариант для построения нужного имиджа. Понятно, что у него куча проблем хозяйственно-административных, кадровых и т. д. Но на мой взгляд он упускает шанс закрепить успех на выборах.
— Как ему закрепить успех, если даже в кадровых вопросах он не самостоятелен?
— Это вопрос личного пиара. Ему нужно было договориться с грамотным, профессиональным технологом, который бы организовал его качественное информационное сопровождение. Не владимирским, чтобы избежать давления. Информационных поводов было бы больше. Освещение проблем — по-другому. Даже вот этот наезд федеральных СМИ можно было бы по-другому обыграть. Это такой отличный информационный повод, который можно было бы использовать, а не просто отмолчаться. Наверное, еще проблема в том, что Сипягин очень многим не доверяет. Считает, что его многие пытаются использовать. Понятно, что ему очень сложно сейчас, человек без серьезного управленческого опыта взвалил на свои плечи управление целым регионом. Пока у населения в отношении Владимира Сипягина, есть некий кредит ожидания, «да непонятный», «да случайный», «но давайте дадим шанс, посмотрим». Через какое-то время это «посмотрим» начнет превращаться «а мы не видим, что он делает». Это наибольший риск для Владимира Сипягина. Ему нужно приложить все усилия, чтобы затормозить этот процесс, что в условиях общей социально-экономической ситуации в стране, относительной «бедности» региона и отсутствия потенциала для его развития, можно сделать, только за счет построения личного бренда. Говоря простым языком, люди должны влюбиться в нового губернатора и только тогда его шансы удержаться на посту станут высокими.