
Вот уже полгода российские стадионы стремительно пустеют из-за бойкота любителей футбола – виной тому система цифрового «паспорта болельщика» Fan ID, поспешно утвержденная на законодательном уровне после тестирования на ЧМ-2018.
Фанатские сообщества призывают «держать бойкот до конца» и не ходить на матчи – весь сезон, с июня 2022 года, акция протеста успешно продолжается. Чиновники от Минспорта РФ и РФС не уступают, обращаясь к латинскому принципу «закон суров, но это закон».
Обратного пути нет, намекают в правительстве: на Fan ID освоено около миллиарда рублей из федерального бюджета.
В то же время добровольческие отряды футбольных фанатов, участвующие в СВО, такой щедрости от спортивных чиновников не увидели, а потому просят соотечественников помочь собрать деньги на дроны, шлемы, рации и прочие военные нужды, чтобы защищать Родину.
Так, будничный конфликт власти и народа в свете СВО превратился в историю то ли о чиновничьем обогащении в военное время, то ли об откровенном разбазаривании государственных миллионов вопреки призыву Владимира Путина «эффективно использовать каждый рубль».

Страдать будут все
Перед введением Fan ID на ЧМ-2018 началась подготовка обоснования, зачем же все-таки болельщикам «цифровые паспорта» – движение футбольных фанатов «ультрас» силовые структуры сравнивали с экстремистским, а некоторые «группировки» даже запретили.
Если иностранцам документ заменял и визу, и билеты для посещения матчей ЧМ, то с гражданами РФ, которые и так ходили на матчи по паспортам, все было не так просто. Предполагалось, что Fan ID нужен для безопасности — то есть для борьбы с возможными террористами и ради «обуздания» якобы деструктивной фанатской субкультуры.
Уже в июне 2022 года закон, несмотря на предупреждения экспертов, тренеров и фанатских сообществ, распространили на внутрироссийские матчи. Итог предсказуем: теперь игры российской премьер-лиги (на матчи Кубка России и лиги «ниже рангом» Fan ID не распространяется) посещают до трех раз меньше зрителей, чем раньше.

Но в минспорта хотят выставить решение эффективным: для того, чтобы стадионы худо-бедно заполнялись, раздают бесплатные билеты на матчи, а оформившим Fan ID обещают квартиру в Подмосковье и тысячи других призов.
Fan ID игнорирует практически все, что было наработано в сфере безопасности на стадионах за последние 10 лет: работающие камеры, вечный «бан» хулиганов, «отличившихся» на трибуне, и продажу билетов по паспортам (этого для безопасности на футболе достаточно, отмечал экс-руководитель ФСБ Сергей Степашин). За 10 лет на российских стадионах не произошло ни одного из ряда вон выходящего случая.
Но почему-то в тот момент, когда на трибунах достигнут консенсус между фанатами и простыми болельщиками, клубами и правоохранительной системой, появляется избыточный закон с неясными целями и расплывчато сформулированными задачами.
Впрочем, цели и задачи начинают прояснятся по мере подсчета растраченных денег. В ноябре 2021 года на введение Fan ID решили потратить 773 миллиона рублей – на эти деньги хотели «адаптировать уже действующее на стадионе оборудование с ЧМ-2018», оплатить разработку «новой системы идентификации болельщиков» силами минцифры, а также «дооснастить стадионы».
Спустя год аппетиты инициаторов Fan ID, ожидаемо, выросли – на финансирование системы «внезапно» потребовалось еще больше денег, а в проекте бюджета РФ на 2023-2025 годы появилась новая строка.

При этом из бюджетов регионов и госкомпаний-спонсоров, типа «Газпрома», тоже убыло. Помимо 773 миллионов из госбюджета каждый клуб потратил от 100 миллионов до 1 миллиарда рублей на установку оборудования для Fan ID. После бойкота фанатов и катастрофического снижения посещаемости даже десятую часть этих средств «отбить» не получается.
Таким образом решение Министерства спорта РФ подставило губернаторов, которым президент в августе 2018 года ставил задачу довести построенные убыточные арены до самоокупаемости к 2024 году.
«И вот Госдума приняла закон, который делает задачу президента невыполнимой, а значит – региональные и федеральный бюджеты будут выделять на содержание спортивных арен дополнительные средства. Иными словами, в угоду определенному лоббисту не просто создали затратную по финансам систему, но еще сделали невыполнимым поручение президента, привели к дополнительной экономической нагрузке», – отметил политический обозреватель «ФедералПресс» Андрей Гусий.
Эксперт не ошибся – лоббист у законопроекта действительно есть, и весьма влиятельный.
«Противник уже откровенно смеется»
Зарабатывать на Fan ID будет IT-компания «Ай-Теко» – она была назначена подрядчиком прямым распоряжением правительства, а ранее разрабатывала «паспорта болельщика» для ЧМ-2018 и Евро-2020.
В портфеле «Ай-Теко» госконтракты на сумму более 49 миллиардов рублей: больше всего подрядов компания брала у «Сбербанка», ВТБ, Департамента информационных технологий Москвы и Казначейства России. Также она содержит российские дата-центры, где Google хранит данные своих пользователей из РФ – а это весьма элитная прерогатива.

Не иначе как совпадение, что покровителем казанской «Ай-Теко» называют экс-министра связи Николая Никифорова – уроженца Казани, работавшего не только в федеральном, но и в местном правительстве.

Правда, не все у казанской IT-компании бывает гладко с выполнением госзаказов. Так, в марте 2021 года директора департамента «Ай-Теко» Игоря Колпакова вместе с московским чиновником Олегом Филимоновым арестовали по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере с ущербом почти в 400 миллионов рублей.
«Им инкриминируется особо крупное мошенничество и легализация преступных доходов, совершенные при исполнении госконтракта по обеспечению направления СМС-сообщений пользователям социально значимых сервисов. Путем завышения цен фигуранты, по данным СКР, похищали деньги, причинив ущерб в размере 397 миллионов рублей», – отмечалось в статье газеты «Коммерсантъ».
В целом, судебных тяжб с «Ай-Теко» заказчики почему-то имеют немало.

Но мысль о том, что в этот раз все наверняка будет по-другому, а каждый рубль пойдет в дело, уже не греет. В то время, когда в зоне СВО требуются боеприпасы, обмундирование, вооружение, государство тратит почти миллиард рублей на инфраструктуру «безопасности», установленную в дополнение к той, что уже есть, отмечает футбольный эксперт и активист Андрей Малосолов, ведущий сборы для добровольческих фанатских батальонов в зоне СВО.
«Это уже является предметом троллинга со стороны нашего противника – Украины, где откровенно смеются и говорят о том, что нам деньги тратить не на что. И это в то время, когда россияне, в том числе я, по крупицам собираем на бронежилеты, питание, медицину в зоне СВО, для добровольческих батальонов фанатов. И когда мне приходит на телефон – "переслал 300 рублей от пенсии, больше, увы, не могу", я понимаю, что люди последнее зачастую шлют. И в этой ситуации мы тратим почти миллиард рублей на систему Fan ID. Фантастика», – рассказал Малосолов корреспонденту «ПС».
106-й отряд «Москва», состоящий преимущественно из футбольных фанатов, прямо сейчас ведет целевой сбор в 2,8 миллиона рублей для покупки элементарных средств связи. Примерная стоимость одной радиостанции – 63,5 тысячи рублей, а для функционирования отряда требуется еще 45 штук.
900 тысяч рублей требовалось разведотряду на покупку современных снайперских винтовок – эти деньги собрали простые «русские люди», крупные меценаты и читатели Telegram-каналов военных корреспондентов. Тактические шлемы помогают приобрести «старшие товарищи», но никак не чиновники от спорта или функционеры РФС.

Бойцы фанатского отряда спецназначения «Эспаньола», участвующего в СВО, заявляют, что футбол для них теперь «какая-то параллельная вселенная, некоторые жители которой почему-то решили, что прекрасно смогут обойтись и без нас». Отряд не только сражается в Донбассе и продолжает «операцию по убеждению российского футбола активно поддерживать российские вооруженные силы», но и протестует против «такой нелепицы, как Fan ID».
«Мы, русские футбольные фанаты, как только были утверждены эти глупые правила, мы тут же обьявили им бойкот. Мы не анархисты, и порядок чтим. Но на идиотию не ведемся никогда. А Fan ID– именно идиотия. Бойкот нужно держать до конца! Пусть устраивают лотереи, пусть загоняют на трибуны бюджетников, пусть хоть заполняют сектора резиновыми женщинами, но на футбол мы ходить не будем», – заявляют участники спецоперации.
Сейчас главная цель для добровольческих батальонов – это победа, подчеркивают в отряде «Эспаньола». А после возвращения из зоны СВО бойцы обещают разобраться «со всем остальным».
«От всего этого больше всего страдают футболисты и клубы. Очень жаль. Но не мы придумывали всю эту идиотию, и когда мы услышим слова поддержки от всего российского футбола, прежде всего от РФС, тогда и мы поддержим футбол по-настоящему. Ну а пока кто-то будет воевать, кто-то к этому готовиться и ходить на хоккей. Кто от этого проиграет? Точно не мы с вами», – отмечают в отряде.

«Пусть будет хуже реальности»
Несмотря на успехи бойкота, шансов на отмену Fan ID практически нет – Минспорта РФ выдает «хорошую» отчетность, заявляя, что документ за три месяца 2023 года якобы оформили более 30% от общего числа болельщиков по России.
«Я понимаю, что те, кто это задумывал, не могут прийти к президенту и сказать – мы тут немножко ошиблись, не рассчитали. Люди сами себя на плаху не будут класть. Но то, что сейчас происходит на стадионах – болельщики на протяжении многих лет об этом говорили», – поделился мнением Андрей Малосолов.
Законопроект единогласно был принят «Единой Россией» и другими фракциями. После этого протест болельщиков хитро подхватили в КПРФ, дабы заработать политических очков и подчеркнуть свой оппозиционный статус, и даже внесли проект об отмене закона на рассмотрение в Госдуму.
Но риторика коммунистов не слишком отличается от их прошлой, антипрививочной («нужно прекращать пытаться нацепить на граждан электронную бирку»). Суть недовольства им не ясна, а для организованного протеста связей с фанатскими сообществами у партии нет. Поэтому недовольство в КПРФ, впрочем, как почти и всегда, выражают сугубо декоративное.

РФС и ключевые футбольные функционеры либо «за», либо не критикуют решение публично. Гендиректор «Динамо» Павел Пивоваров говорит, что «зрители на трибунах есть» и «бойкотом ничего не решить», владелец «Спартака» Леонид Федун подчеркивает законность Fan ID, глава Совета директоров «Локомотива» Юрий Нагорных называет новую норму «частью нашей цифровой жизни», а президент РПЛ Александр Алаев настаивает на исполнении закона.
Упорство Минспорта РФ в вопросе Fan ID – характерная особенность российского госуправления, считает публицист Анатолий Несмиян.
«Даже если решение откровенно провалилось, менять его не будут, чтобы не продемонстрировать готовность к компромиссу с реальностью. Если реальность не соответствует решению, пусть будет хуже реальности», – подчеркивает Несмиян в Telegram.
Закон дает свои плоды – в реальности действительно стало хуже, причем как в лице пустующих стадионов и опустошаемых бюджетов, так и в лице неуслышанных властью фанатских сообществ, ставших слаженными боевыми отрядами на Украине, но так и не поддержанных государственным рублем.