
Продление зерновой сделки еще на 60 дней пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал «жестом доброй воли», предупредив, что она должна выполняться полностью, а не «на одной ноге». Ранее, 14 марта, замглавы МИД РФ Александр Грушко объявил о пролонгации договора и подтверждении пакетного характера соглашения, подразумевающего обязательное выполнение всех условий:
«Мы настойчиво будем добиваться того, чтобы все те обещания, обязательства, которые были даны России по части выполнения именно второго трека [зерновой сделки], а это снятие всех санкций — прямых и косвенных — для поставки сельскохозяйственной продукции РФ на международные глобальные рынки, были выполнены».
Первоначально договор был подписан 22 июля 2022 года в Стамбуле на 120 дней, после чего соглашение о Черноморском зерновом коридоре участники сделки — Россия, Турция, Украина и ООН — продлили на аналогичный период, который завершается 18 марта. В Москве признают невыгодность такого сотрудничества: неотъемлемый пункт, гарантирующий разблокировку российского экспорта продовольствия и удобрений, так и не был выполнен за прошедшие месяцы.
Ради «турецкого султана»
Идея продления зерновой сделки политологу Евгению Сатановскому на первый взгляд показалась «нелогичной», однако эксперт увидел в этом связь с предстоящими президентскими выборами в Турции (запланированы на 14 мая этого года). К моменту окончания действия соглашения — 17 мая — будет понятно, победил Реджеп Эрдоган или оппозиции удалось «чудом его снести».

«Говоря проще, [президент России Владимир] Путин не хочет и не будет валить Эрдогана и в этом он абсолютно прав. <…> Никаких других плюсов, кроме неявной, но существенной поддержки "турецкого султана" нашим Первым она не несет, но с точки зрения стратегической резон в такого рода кунштюке есть», — написал Сатановский в Telegram-канале.
Стратегическая выгода, про которую упомянул эксперт, заключается в том, что Эрдоган на посту президента «куда нужнее» Москве, чем его внутриполитические оппоненты, готовые пустить страну по западному вектору.
«Вот с этой и только этой точки зрения на трижды клятое "зерновое кидалово" России можно посмотреть сквозь пальцы еще пару месяцев», — сказал эксперт, намекнув, что еще многое может измениться.
Аналогичную точку зрения занял политтехнолог Марат Баширов. При этом он увидел не только нежелание Кремля ставить «подножку Эрдогану», но и способ держать «на коротком поводке западных неколлег», что, по его мнению, стало хорошим компромиссным решением российской стороны.
Выход Китая
Впрочем, и в «турецкой версии» оказались нюансы. Аналитик Игорь Семенов подтвердил, что Турция в прошлом году вышла на второе место среди крупнейших поставщиков для российского рынка, но добавил: это было взаимовыгодное сотрудничество. Тем более, по его словам, экспорт в Россию обвалился, и началась блокировка транзита санкционных товаров. Поэтому политолог не согласился с причастностью Анкары, назвав Эрдогана «хромой уткой».
«Все — ради Председателя [КНР] Си [Цзиньпина] и его эпохального визита в воюющую Россию — уже через неделю. Чтобы не подпортить эскалацией напряжения в не столь важном вопросе глобальные возможности, намечающиеся в связи с "мирной" активизацией Китая на украинском треке. Для этого нужна сейчас зерновая сделка», — полагает автор «Канала визионера» в Telegram.

Обозреватель Юрий Баранчик согласился с коллегой — ожидаемый визит главы КНР в Москву повлиял на решение МИД РФ, которое, в свою очередь, соответствует как китайскому мирному плану по разрешению украинского конфликта, так и тому, что Китай является главным выгодоприобретателем зерновой сделки (первое место по объемам — 4.9 млн т).
Накануне Баранчик также упоминал про выборы в Турции, однако считать, что Россия приняла решение «под Пекин, и под Эрдогана» нет никаких оснований, добавил он позже.
«И если на днях некоторые эксперты писали, что Эрдоган крепко держит Москву за известные места, которые в профиль, то тут уже стало все наоборот — в фас. А 15 мая, по итогам первого тура выборов, конфигурация-то может круто и измениться. Поэтому если Вашингтон и хотел бы снести Эрдогана, то тут большой вопросик наметился», — говорил Баранчик.
Между тем в беседе с журналистами Дмитрий Песков сказал, что Москва ценит усилия, которые лично предпринимал генсек ООН Антониу Гутерриш по вопросу решения договоренностей. Пресс-секретарь отметил, что политик не смог «пробить глухую стену коллективного Запада», но Россия надеется на выполнение условий и обязательств, взятых на себя «известными сторонами».