
Многодневная акция протеста в Грузии завершилась победой оппозиции: 9 марта скандальный законопроект об иноагентах, после принятия которого тысячи недовольных граждан вышли на улицы Тбилиси, все же был отозван из парламента. Об этом в совместном заявлении сообщили правящая партия «Грузинская мечта», движение «Сила народа» и парламентское большинство.
Такое решение далось властям нелегко: в «Грузинской мечте» признали, что документ действительно «вызвал разногласия в обществе», но они не намерены отказываться от своей прежней идеи добиться «прозрачности иностранного влияния». Именно с этой целью, по словам представителей политсилы, и была принята нашумевшая инициатива, на которую поспешили повесить «ложный ярлык российского закона».
«Машина лжи смогла представить законопроект в негативном свете и ввести в заблуждение определенную часть населения. На законопроект был наклеен ложный ярлык российского закона, а его принятие в первом чтении было представлено в глазах части общественности как отход от европейского курса», — посетовали в партии.
После того, как «спадет эмоциональный фон», власти собираются начать встречи с населением, чтобы «лучше объяснить» общественности «всю правду о каждой детали» этого законопроекта, отмечается в сообщении. Однако в оппозиции уже предупредили, что, несмотря на отзыв документа, протесты в Тбилиси продолжатся.

Второй день протестов в Грузии
Последние события в Тбилиси показали, что к обещаниям оппозиционных сил руководству страны стоит относиться вполне серьезно. После акции 7 марта, по итогам которой силовики задержали 66 человек, лидер партии «Стратегия Агмашенебели» Гиоргий Вашадзе твердо дал понять, что на этом демонстранты не остановятся и на следующий день соберутся на второй митинг. Причем людей будет «еще больше, чем вчера».
Так оно и случилось. В минувшую среду протесты запустила «слабая половина человечества» — как-никак праздник 8 Марта. Вот только участницы акции не требовали равноправия или повышения зарплат, как подобает традиционному женскому маршу, а вслед за оппозицией выражали свое несогласие с законом об иноагентах. В ходе мероприятия они раздавали стикеры с надписью: «Женщины против тотального контроля» и держали в руках флаги Грузии и ЕС.
Вскоре от «гендерного» митинга не осталось и следа: к вечеру у здания парламента на проспекте Руставели — того самого, который накануне пытались взять штурмом протестующие, — началась более масштабная манифестация. В ней участвовали, по разным данным, от 30 до 50 тысяч человек, причем как мужчины, так и женщины.
«Фрондеры» подливали масла в огонь, как могли: председатель главной оппозиционной партии Грузии «Единое национальное движение» Леван Хабеишвили публично сжег листы бумаги, на которых был напечатан текст законопроекта, и призвал сделать акцию протеста ежедневной — до тех пор, пока власти не откажутся от своей затеи.

«“Грузинская мечта” должна немедленно отозвать российский закон из парламента и освободить всех незаконно задержанных вчера», — выдвинул два требования к руководству республики оппозиционер Георгий Вашадзе, добавив, что у властей есть ровно час, иначе протестующие «перейдут к другим шагам».
Ночью демонстранты вновь попытались окружить парламент и пробраться через баррикады во двор здания. Методы использовались прежние: одни зажигали дымовые шашки, другие бросали в силовиков бутылки с зажигательной смесью и камни. В ответ стражи правопорядка применяли водометы и слезоточивый газ — некоторые эксперты даже посчитали, что с последней мерой спецназ «все-таки переборщил», особенно во вторник, 7 марта.
Однако пока что сообщалось о серьезных травмах только среди полицейских — общее число пострадавших правоохранителей составило 50 человек. В правящей партии поблагодарили «героических сотрудников» за терпение при разгоне протестующих. По последним данным, количество задержанных граждан за хулиганство и «злостное сопротивление законным требованиям полиции» выросло до 133 человек.
«Вдохновились Россией»
Своей цели митингующие добились спустя два дня протестов: депутаты все же отозвали законопроект об иноагентах, который грузинская оппозиция называет не иначе как «русским». С ее точки зрения, при разработке скандального документа власти ориентировались именно на российскую практику: с 1 декабря 2022 года в РФ таким статусом может быть наделен человек или юрлицо, которые получают поддержку из-за рубежа или находятся под иностранным влиянием.

Грузинский же вариант законопроекта предлагает признать агентами некоммерческие организации и СМИ, у которых более 20% годового дохода составляет зарубежное финансирование. Согласно документу, они должны протий регистрацию и ежегодно подавать декларацию, в противном случае им грозит штраф в размере 25 тыс. лари (около 9,5 тыс. долларов).
Сходство между двумя законами действительно есть. Другое дело, что Россия — далеко не единственная страна, которая контролирует таким образом деятельность лиц, находящихся под воздействием третьих стран. К примеру, в Израиле и Венгрии действуют законопроекты о прозрачности финансирования НПО, а в Австралии принята программа прозрачности иностранного влияния.
Впрочем, в Вашингтоне продолжают искать по всем «русский след». Спикер Госдепартамента Нед Прайс заявил, что решение грузинских властей направить в парламент законопроект об иноагентах, «вдохновленный Кремлем», несовместимо с европейской интеграцией республики и ее демократическим развитием.
«Стремление принять эти законы, как мы считаем, навредит отношениям Грузии с ее стратегическими партнерами, ставит под угрозу евроатлантическое будущее Грузии», — подчеркнул он.

При этом в самих США еще в 1938 году был принят так называемый Foreign Agents Registration Act (FARA), требующий от агентов, представляющих интересы иностранных держав, раскрывать эту информацию, включая сведения о финансах. За нарушение закона предусмотрен штраф до 10 тыс. долларов, а в некоторых случаях — тюремное заключение сроком на пять лет.
К слову, именно с этого документа грузинское движение «Сила народа» (входит в парламентское большинство) и скопировало свой второй законопроект «О регистрации иностранных агентов», который, в отличие от первой инициативы, даже не был рассмотрен депутатами на заседании 7 марта.
И понятно почему: в нем статус иноагента предлагается распространить не только на СМИ и неправительственные организации, но и другие юридические и физические лица. До масштабных акций протеста представители движения «Сила народа» сообщали, что голосование по этому законопроекту должно состояться 9 марта. Поэтому какой будет реакция манифестантов, намеренных провести очередной митинг в 19:00 того же дня, трудно себе представить.
«Забавнее всего то, как противоборствующие стороны описывают ставший камнем преткновения закон об иноагентах. Сторонники говорят, что он копия американского. Противники — что российского. Другими словами, стороны соревнуются в том, кто из них правильнее любит Америку: те, кто выдвигает закон, схожий с американским, или те, кто протестует против закона, схожего с российским», — заметил политолог Сергей Гуркин.

Дрейфует в сторону РФ
В России согласились с тем, что американский и российский законы об иноагентах похожи как между собой, так и на свой «грузинский клон». Однако пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков подчеркнул, что «ничего там Кремлем не вдохновлялось». Он напомнил, что именно США стали первопроходцами в практике введения подобных документов.
«И даже один из вариантов [грузинского] законопроекта, если мы правильно понимаем, очень сильно был похож на аналогичный закон США. Второй вариант был менее похож на закон США, был гораздо мягче по своей сути. Но, конечно, ни к тому, ни к другому мы не имеем никакого отношения», — заверил представитель Кремля.
Очевидно, что грузинский законопроект об иностранном влиянии послужил лишь поводом, который давно искали Соединенные Штаты для дестабилизации ситуации в Тбилиси, полагают эксперты. Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов объяснил это тем, что нынешнее правительство республики является более независимым от Запада, чем при бывшем президенте Михаиле Саакашвили.

Причем отношения между Вашингтоном и Тбилиси начали усложняться задолго до обсуждения «антиевропейской» инициативы. Еще осенью помощник госсекретаря США по европейским делам Карен Донфрид заявила о «демократическом откате» Грузии, а Нед Прайс — о ее «дрейфе в сторону российской орбиты». Поэтому нынешняя акция протеста в Тбилиси — далеко не первая в числе тех, из-за которых правящая партия подвергается критике со стороны Нового Света и ЕС.
«У “Грузинской мечты” большой опыт деятельности в условиях подобных протестных акций, поэтому шансы снова удержать ситуацию под контролем у них есть», — заключил директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
Ранее грузинские оппозиционеры потребовали от руководства страны объяснить, как именно они намерены отозвать законопроект об иноагентах из парламента, поскольку их прежние заявления по этому поводу «расплывчаты». Подробнее о том, как прошел первый день протестов в Тбилиси, читайте в нашей статье.