
7 марта в центре Тбилиси прошла крупная акция протеста, которая завершилась лишь к утру следующего дня. Более тысячи митингующих пытались прорваться в здание грузинского парламента, чтобы помешать депутатам принять в первом чтении нашумевший законопроект об иностранных агентах.
Обстановка на проспекте Руставели обострилась ближе к вечеру, когда парламентарии вынесли окончательный вердикт. Их заседание транслировалось в прямом эфире на сайте законодательного органа. Несмотря на возражения некоторой части граждан, народные избранники все же одобрили инициативу — «за» проголосовали 76 из 139 депутатов, тогда как «против» высказались лишь 13 человек.
О чем законопроект
Идея создания законопроекта «О прозрачности иностранного влияния» принадлежит членам движения «Сила народа», которые в прошлом году вышли из правящей партии «Грузинская мечта», но, тем не менее, остались в парламентском большинстве. Согласно документу, статус агентов иностранного влияния присваивается некоммерческим юридическим лицам и СМИ, если более 20% их доходов поступает из-за рубежа.
Такие организации обязаны пройти регистрацию, в противном случае им выпишут штраф, а Министерство юстиции получит право начать в их отношении расследование. Именно этот законопроект грузинский парламент и одобрил 7 марта, что, в конечном счете, обернулось тысячной акцией протеста.

Однако «Сила народа» выносила на рассмотрение и другую свою инициативу об иноагентах, которая, в отличие от предыдущей, так и не была принята депутатами. Она получила название «О регистрации иностранных агентов» и предлагала наделять соответствующим статусом не только СМИ и неправительственные организации, но также иные юридические и физические лица.
Кроме того, эта версия законопроекта подразумевала более жесткое наказание: так, задержка регистрации или же отказ от нее карались как административным, так и уголовным наказанием вплоть до лишения свободы сроком на пять лет.
Примечательно, что документ был внесен в парламент из-за недовольства оппозиции — ее не устроило, что первая инициатива основана на российском законе. Второй же законопроект больше походил на американский Foreign Agents Registration Act, принятый в США в 1938 году.
«До сих пор никто не проявлял желания рассмотреть или осудить закон об иностранных агентах, действующий в США. Подобный закон действует и в других странах. Мы, наша власть делает все, чтобы укрепить суверенитет Грузии», — подчеркнул премьер-министр Ираклий Гарибашвили.

В правящей «Грузинской мечте» предварительно поддержали оба законопроекта: после первого чтения документы планировалось направить в Венецианскую комиссию, а по итогам ее вердикта одобрить один из вариантов. При этом представители движения «Сила народа» рассчитывали, что та или иная инициатива будет окончательно утверждена до конца июня.
«Устроили ловушку»
Но в дело вмешались протесты. Во вторник, 7 марта, более тысячи человек окружили здание грузинского парламента на проспекте Руставели в центре Тбилиси, призывая депутатов не голосовать ни за одно из предложений «Силы народа». Они также требовали отставки правительства и выкрикивали лозунги в поддержку заключенного экс-президента республики Михаила Саакашвили.
Вечером того же дня мирная акция переросла в стихийные стычки и потасовки. Пытаясь штурмовать здание парламента, митингующие начали бросать в стражей правопорядка коктейли Молотова, в результате чего пострадали несколько силовиков и были повреждены полицейская техника и снаряжение. Под горячую руку попал и новоиспеченный омбудсмен Грузии Леван Иоселаиани, которого утвердили на эту должность 7 марта.
К более жестким мерам сотрудникам МВД пришлось прибегнуть после того, как протестующие прорвались через железные баррикады, установленные у главного входа в здание парламента. Правоохранители применили водомет и слезоточивый газ, предварительно попросив женщин, детей и стариков покинуть площадь. Один из участников акции получил травму глаза, его увезли на автомобиле скорой помощи.
После разгона демонстрантов полицейские оцепили пространство перед парламентом и начали задержания. По последним данным, всего арестованы 66 человек, среди них — лидер оппозиционной партии «Гирчи — больше свободы» Зураб Джапаридзе. В МВД Грузии действия стражей правопорядка объяснили тем, что акция протеста «вышла за рамки свободы выражения и мирного собрания», приняв насильственный характер.
Успокоить возмущенных граждан безуспешно попыталась президент Грузии Саломе Зурабишвили, выступившая с экстренным обращением к народу прямиком из США, где она находилась с официальным визитом. Она встала на сторону протестующих и пообещала наложить на закон вето, если документ будет принят депутатами.
«Никто не имеет права устраивать ловушку. Этот закон никому не был нужен», — констатировала глава республики.

Тех, кто поддержал законопроект, Зурабишвили обвинила в нарушении Конституции и посетовала, что своим поведением они «уводят Тбилиси из Европы». О том, что продвижение парламентом инициатив, «вдохновленных Кремлем», несовместимо со стремлением грузинского народа к «европейской интеграции и демократическому развитию» страны, указали и в американском посольстве.
Реакция в мире
Характерно, что одним из первых зарубежных политиков, отреагировавших на протесты в Тбилиси, стал руководитель пресс-службы Госдепартамента США Нед Прайс. По его словам, Вашингтон не исключает возможности введения санкций в отношении представителей властей Грузии из-за ситуации вокруг закона об иноагентах.
В свою очередь глава европейской дипломатии Жозеп Боррель предупредил, что принятие скандального законопроекта может негативно отразиться на отношениях Тбилиси и Брюсселя, поскольку документ противоречит стремлению страны в Евросоюз и несовместим с ценностями и стандартами объединения.
«Мы призываем уважать право грузинских граждан на мирный протест. Закон в его нынешнем виде рискует оказать сдерживающее воздействие на гражданское общество и средства массовой информации с негативными последствиями для многих грузин, получающих выгоду от их работы», — объяснил Боррель.

Однако в России на «миролюбивые» призывы западных политиков отреагировали скептически. Так, председатель комитета Совета Федерации по международным делам Григорий Карасин попросил унять Борреля, который «опять лезет со своими нравоучениями», на этот раз «прессингуя» граждан Грузии.
«Григорий Борисович, унять Борреля невозможно — мы не врачи», — сыронизировала в ответ официальный представитель МИД РФ Мария Захарова в Telegram-канале.
«Майдан» в отместку России
Судя по всему, протесты в Тбилиси не обошлись без вмешательства Соединенных Штатов, пытавшихся организовать в стране новый майдан. Как заметил украинский политический обозреватель Юрий Подоляка, на сегодняшний день Грузия остается одной из немногих республик бывшего СССР, которая еще не попала под прямое влияние Вашингтона и Лондона.
Он напомнил, что грузинские власти до сих пор не присоединились к антироссийским санкциям и продолжают держать в тюрьме «проамериканскую шестерку» Саакашвили. Это не устраивает США, которые «по старой затертой методичке» пытаются выкрутить руки закавказскому государству и сделать из него новую «кровавую жертву».
Политолог Дмитрий Евстафьев подтвердил, что сейчас происходит попытка столкнуть Грузию с «российской табуретки», дестабилизировать ситуацию в стране и окончательно рассорить ее с Москвой.
«Главный лозунг очередной грузинской революции, написанный на стенах и на разбитых витринах по-английски (а на каком языке писать, на родном что ли? так кураторы не поймут) вежливо можно было бы перевести как "мы против России". <…> Никакой возможности помочь у нас нет — да и странно было бы бросаться на помощь людям, которые никакими друзьями России не являются», — написал в свою очередь обозреватель Андрей Перла.

Однако политолог Георгий Бовт не согласился с выводами своих коллег о том, что акции в Грузии «инспирированы коварным Западом» в отместку России. По его мнению, демонстрации действительно проводит оппозиция, выступающая за интеграцию в ЕС, но при этом ей на самом деле не нравится закон об иноагентах, поэтому она протестует против него.
«У нас почему-то заранее отказывают в субъектности всякой политической силе, если она выступает не так, как нравится Москве. А она, субъектность, есть», — пишет Бовт.
Тем временем лидер правящей партии «Грузинская мечта» Ираклий Кобахидзе сообщил, что парламент направил законопроект, принятый накануне в первом чтении, для анализа в Венецианскую комиссию Совета Европы. Он добавил, что этим шагом депутаты проявили «максимальное уважение к европейским институтам».