
США вновь захотели исключить Россию из «Большой двадцатки» (G20) и ряда других международных организаций. Соответствующее положение вошло в оборонный бюджет Штатов на 2023 год, который претендует на звание самого масштабного в истории страны — он составит $847,3 млрд.
Проект уже согласован в обоих палатах Конгресса и передан на подпись американскому президенту Джо Байдену.
Согласно документу, Вашингтон будет добиваться исключения российских правительственных лиц из клуба «Двадцати», Базельского комитета по банковскому надзору, Совета по финансовой стабильности и Международной ассоциации страховых надзоров. Также проект предусматривает постоянный запрет на обмен с российский стороной данными по системам противоракетной обороны (ПРО).
Стоит отметить и распределение финансов: на политику по «сдерживанию» Москвы в Европе отведено $6 млрд, и почти вдвое больше американские законодатели запланировали на «сдерживание» в Азиатско-Тихоокеанском регионе — $11,5 млрд. Однако в приоритете все же осталась помощь Украине — на сферу обеспечения безопасности с «барского плеча» откинут не менее $800 млн.

Обнародованный накануне документ не остался без внимания со стороны Москвы — замглавы МИД РФ Александр Грушко предрек провал Вашингтона в попытке исключить Россию из G20.
«Мы видим, что линия Запада сейчас направлена на изоляцию России, которая уже провалилась, как и провалились попытки исключения России из различных многосторонних форматов», — сказал дипломат в кулуарах «Примаковских чтений».
Грушко напомнил, что аналогичные инициативы уже имели место, к примеру, накануне встречи G20 на Бали (саммит прошел с 15 по 16 ноября 2022 года). Тогда идея исключить Россию из «клуба» была обречена на провал, как и сейчас — мировое большинство такое устремление не поддержит, объяснил Грушко.

Информация о планах США неоднократно становилась резонансным поводом для обсуждений. После начала спецоперации агентство Reuters часто писало о намерениях американской стороны и союзников «выдворить» РФ из клуба. Об этом в марте рассказали и в пресс-службе министерства экономического развития Польши:
«В ходе встреч, в том числе с министром торговли США Джиной Раймондо, мы вышли с предложением исключить Россию из G20, и реакция была позитивной», — рассказали Reuters в польском ведомстве
Тогда же Байден подтвердил, что согласен с выводом РФ из клуба, «но это зависит от позиции G20». Единственным решением было «надавить» на организаторов предстоящего саммита, чем воспользовались и в Евросоюзе.
«Индонезии очень ясно дали понять, что присутствие России на предстоящих министерских встречах будет очень проблематичным для европейских стран», — констатировал источник агентства.

Однако дипломатический источник объяснил, что Индонезия, как организатор саммита и члены группы БРИКС, не согласится на бойкот России, и идея не получит ожидаемого отклика.
«Со стороны западных стран было довольно самонадеянно выдвинуть идею вывести Россию из G20», — подчеркнул тогда заместитель директора лондонского аналитического центра Royal United Services Institute Джонатан Эяль.
До последнего решение о поездке представителя РФ на G20 оставалось в секрете, но к дальнейшему отказу президента Владимира Путина приехать на Бали в Индонезии отнеслись с уважением. Делегацию возглавил глава МИД РФ Сергей Лавров. «Политика Сегодня» уже писала об итогах прошедшей встречи «в верхах» — подробности в нашем материале.

Россию невозможно исключить из «Большой двадцатки» даже силами США, поскольку данный формат клуба возник консенсуальным путем. Об этом еще в марте рассказал зампредседателя Совбеза России Дмитрий Медведев. Солидарен с бывшим российским президентом оказался и собеседник «Политики Сегодня» — доцент кафедры европейского права МГИМО, директор Центра европейской информации Николай Топорнин.
«Одного желания недостаточно. Не только США принимают решение, кому входить в двадцатку, кому не входить», — намекнул эксперт.
С другой стороны, отметил дипломат, если США не захотят продолжать взаимодействие с Москвой в рамках объединения, их примеру последуют союзники в лице ЕС и стран Юго-Восточной Азии. В этом случае могут возникнуть вопросы к целесообразности проведения международных встреч.

«К этому относиться нужно серьезно, потому что участие в G20 подразумевает не просто посиделки за круглым столом — это проведение переговоров, участие в разработке документов, разработка проектов. Быть активно вовлеченным в международную жизнь и способствовать решению международных проблем», — разъяснил доцент.
В противном случае, плодотворного сотрудничества на геополитической арене ждать не стоит. И если в этой части американцы не захотят взаимодействовать с РФ, то эффективность работы самого клуба значительно снизится.
«Исключить Россию из G20 — невыполнимая задача, поэтому вряд ли это случится и в следующем году, и через год. Россия может сама уйти, если вдруг захочет, но вряд ли это произойдет. <...> Тем более это неформальный клуб», — добавил Николай Топорнин.

Кроме того, у России в связи с геополитической обстановкой нет широкого выбора международных площадок, где она может активно пытаться оказывать воздействие на какие-либо мировые процессы, считает эксперт. Все может вернуться в привычное русло после разрешение конфликта на Украине — тогда Россия восстановит свое представительство и на других международных площадках.
Ранее политолог и экономист Михаил Хазин рассказал, как Владимир Путин заставил нервничать Запад — подробности в статье «ПС».