
Страны Запада, договариваясь о потолке цен на российский газ, больше всего боялись, что новые ограничения окажутся действенными. Ведь в этом случае, количество российской нефти на мировом рынке сократится и цены на черное золото вырастут. Поэтому новые ограничения вводились сразу так, чтобы их можно было не соблюдать.
Об этом в эфире передачи «60 минут» на телеканале «Росссия-1» рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, комментируя вступление в силу предельной цены на российскую нефть.
О соблюдении потолка цен на морские поставки нефти и нефтепродуктов из России ранее договорились страны «Большой семерки», Евросоюз и Австралия. При этом они сразу сделали ряд исключений из собственных антироссийских ограничений. Так, Соединенные Штаты отказались от идеи ввести полное эмбарго, а Евросоюз разрешил входящим в него странам получать нефть из РФ по трубопроводу. К тому же сам «потолок» оказался достаточно высоким – 60 долларов за баррель.
Как отметил по этому поводу Игорь Юшков, все эти уловки странам Запада были нужны, чтобы российская нефть осталась на мировом рынке.

Ведь если ввести полное эмбарго, в результате которого России пришлось бы сократить экспорт нефти, цены на сырье на мировом рынке вырастут, и в итоге российские поставщики за меньшие объемы сырья получат ту же прибыль. То есть цель санкций, которая заключается в том, чтобы лишить Москву доходов от торговли энергоресурсами, достигнута не будет, объяснил Юшков.
«Здесь мы тоже можем увидеть переходный период в два-три месяца, когда Россия может сократить экспорт, если собранных танкеров будет недостаточно. Цена вырастет – и мы будем зарабатывать столько же, сколько и до введения санкций. Этого и боялись европейцы, когда обсуждали цену. Если сделать низкий потолок, России будет затруднительно экспортировать, и цены вырастут. А у них и так высокая инфляция. Поэтому они и попытались вроде как ввести санкции, но сделать их максимально безболезненными для себя», – добавил Юшков.
Но и Россия, по его словам, со своей стороны заранее подготовилась к новым ограничениям. Помимо того, что Россия перенаправила экспорт нефти с европейского рынка на азиатские, она еще и закупила нефтяные танкеры, сформировав из них так называемый теневой флот. А также создала свою компанию для страхования перевозок нефти.

Купленные танкеры приписаны к разным дружественным странам, островным государствам и даже офшорным зонам. Их точного количества и характеристик никто не знает. Но эти суда позволят России поставлять нефть по морю покупателям, не отправляя справок о стоимости перевезенного сырья санкционным регуляторам из Америки и Европы, заключил Юшков.