
Великобритания, которая несколько лет назад вышла из Евросоюза, казалось бы, сейчас могла бы не присоединяться к общеевропейским антироссийским санкциям, которые причиняют вред не столько Москве, сколько странам, их принявшим. Но она это сделала, и поэтому 2023 год будет для британцев очень напряженным.
Об этом в интервью изданию «Украина.ру» рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, по мнению которого в Соединенном Королевстве, как и везде в Европе, формируется идеальный шторм. Страна до сих пор не восстановилась после брекзита и ковидных ограничений, и влитые тогда в ее экономику деньги сейчас становятся причиной инфляции. А теперь эти негативные факторы усугубляются новыми проблемами, и в том числе антироссийскими санкциями.
«В Великобританию очень много приходило российской нефти, угля, по взаимозачетам приходил российский газ. "Газпром" менялся объемами с норвежцами, это было удобно, а главное, британцы получали газ дешевле. Теперь он будет приходить к ним дороже», – рассказал эксперт-энергетик.
Кроме того, многие не знают, что Великобритания до недавнего времени была основным рынком сбыта белорусских нефтепродуктов. При чем белорусский дизель, из Великобритании частично перепродавался в другие европейские страны, но достаточно большое его количество оставалось на внутреннем британском рынке.

«Последние лет пять британцы были лидерами. До этого были голландцы, потом в Великобританию доставлялись объемы белорусских нефтепродуктов, которые были во многом дешевле, чем у конкурентов. Единое экономическое пространство, нефть наша поступала на белорусские НПЗ без пошлины, перерабатывалась — и белорусы могли активно конкурировать по цене с другими производителями нефтепродуктов, – объяснил Юшков. – Сейчас Британия и этого лишилась. Соответственно, топливо подорожало из-за ухода российской нефти и нефтепродуктов белорусских».
Ко всему этому британские власти решили заодно отказаться и от российского угля.
И в результате выходит, что британцам придется конкурировать с другими европейскими странами за и так ограниченные на рынке объемы углеводородов – и газа, и нефти, и угля. Все это ведет к росту цен на электроэнергию в Великобритании, и многие другие проблемы, с которыми уже какое-то время сталкиваются европейцы.
«Их (британцев) во многом еще спасало то, что у них не так развита система кондиционирования, потому что, как правило, температура сверхвысокой не является. Поэтому у них скачка энергопотребления не произошло за счет жаркой погоды. Другой вопрос, что люди страдают от того, что там очень влажно, еще и кондиционеров нет, поэтому печально все», – добавил Юшков.

И в этой ситуации, по словам эксперта, больше всего удивляет, что британцы, которые могли бы избежать многих проблем, не пытаются этого сделать.
Еще не так давно, пока Британия формально не ввела запрет на покупку российских углеводородов, ее политики выглядели рационально мыслящими людьми на фоне европейцев, принявших к тому моменту шесть пакетов санкций.
«Казалось-бы, вот, наконец, рациональные какие-то люди втихомолочку, потихоньку сидят там, никаких запретов нет, и, видимо, они будут продолжать. Но нет, Британия исправилась в этом плане, и некую дисциплину общеевропейскую подтверждает — тоже ввела запрет на импорт российских углеводородов фактически с конца этого года. Поэтому для них 2023 год тоже будет очень напряженным», – спрогнозировал Юшков.
Британцам придется конкурировать с континентальной Европой, искать альтернативных поставщиков, у которых можно будет купить уголь и нефтепродукты, включаясь в гонку – кто заплатит больше. И все это неизбежно приведет к дальнейшему подорожанию ресурсов везде, и в Британии в том числе, заключил эксперт.