
Евросоюз и Азербайджан договорились удвоить мощности Южного газового коридора (ЮГК). Ожидается, что к 2027 году поставки топлива по трубопроводу вырастут до 20 млрд кубометров в год. Об этом говорится в совместном меморандуме об энергетическом сотрудничестве, который подписали в Баку председатель Еврокомиссии (ЕК) Урсула фон дер Ляйен и президент республики Ильхам Алиев.
«Этим меморандумом о взаимопонимании мы обязуемся расширить ЮГК. Это уже очень важный маршрут поставок для ЕС, по которому в настоящее время доставляется более 8 млрд кубометров газа в год. И через несколько лет мы расширим его мощность до 20 млрд кубометров. Со следующего года мы уже должны выйти на 12 млрд кубометров», — подчеркнула европейский политик.
Такое решение, по словам фон дер Ляйен, позволит компенсировать перебои в экспорте российского газа и значительно повысит безопасность поставок в Европу. В свою очередь Алиев назвал подписанный меморандум «дорожной картой» на будущее и констатировал, что ЮГК, запущенный менее двух лет назад, работает на полную мощность, и польза этого сотрудничества «уже видна».

«Мы в этом году дали старт энергетическому диалогу Азербайджана и ЕС, который охватывает различные направления. Мы заинтересованы в тесном сотрудничестве с ЕС в сфере энергетики», — заверил азербайджанский лидер.
Помимо этого, стороны обсудили взаимодействие в области возобновляемых источников энергии, обязательства по сокращению выбросов метана, а также возможность заключения нового двустороннего соглашения по расширению экономического партнерства.
О том, почему Азербайджан — один из ключевых партнеров России на Кавказе и Ближнем Востоке — предложил свои услуги ЕС и каковы его реальные возможности, разбиралась «ПС».
Перезагрузка по-брюссельски
Альтернативу российскому газу ЕС начал искать после отказа ряда европейских стран переходить на новую схему оплаты топлива. Речь идет о мартовском указе президента РФ Владимира Путина, который поручил перевести контракты с долларов и евро в рубли для «недружественных» государств.
Официально отказались следовать этому требованию Болгария, Польша, Финляндия, Великобритания и ряд других государств, в связи с чем «Газпром» был вынужден прекратить поставки сырья в эти страны.

Примечательно, что план по снижению зависимости Европы от российских энергоресурсов Брюссель обнародовал несколькими неделями ранее — как ответ на спецоперацию. Он состоял из 10 шагов и предполагал, что с 10 августа 2022 года ЕС полностью прекратит импорт угля из РФ, с конца 2022-го — импорт нефти, а к началу 2023-го — в три раза сократит закупку российского газа.
В качестве мер, которые легли в основу общей стратегии REPowerEU (от слова «перезагрузка»), Международное энергетическое агентство указывало отказ от долгосрочных контрактов на поставки газа из России, замену его топливом от «альтернативных поставщиков», ускоренное заполнение подземных газовых хранилищ и развитие возобновляемых источников энергии.
Однако сделать это оказалось гораздо труднее. И это неудивительно, ведь по итогам 2021 года ЕС закупил российские энергоносители на 99 млрд евро, что составило 62,5% всего товарного импорта из РФ в Брюссель и 4,7% всего импорта товаров в Европу в целом. При этом поставки российского газа достигли 155 миллиардов кубометров, а это около 40% европейского газового потребления.

К сравнению, Норвегия, будучи вторым крупнейшим импортером газа в ЕС после России, обеспечивает Старый Свет лишь 20,5% от необходимых поставок топлива. К тому же в начале апреля скандинавская страна испытывала проблемы с перерабатывающими мощностями на газовом месторождении Troll компании Equinor, а также пропускной способностью на некоторых СПГ-терминалах.
На этом фоне местные компании предположили, что добыча газа в Норвегии может резко снизиться после 2030 года, если не будут открыты новые месторождения. В этой связи Брюссель возлагает большие надежды на газопровод Baltic Pipe мощностью 10 млрд кубометров в год, по которому топливо начнет поступать в Польшу. Его ввод в эксплуатацию намечен на 1 октября. Варшава неоднократно заверяла, что эти объемы способны полностью заменить сырье, поступающее по трубе Ямал — Европа (ее мощность — до 33 млрд кубометров газа в год).
Впрочем, по словам аналитика Vygon Consulting Евгении Поповой, Baltic Pipe, скорее всего, станет лишь «логистическим маршрутом для внутриевропейского перераспределения газа», нежели тем коридором, который бы обеспечивал значительный прирост поставок. О том, что запуск проекта не приведет к автоматическому увеличению экспорта, предупреждал и премьер-министр Норвегии Йонас Гар Стере.

Частично удовлетворить запросы ЕС в случае отказа от российских энергоресурсов мог бы Алжир, который в последние годы последовательно увеличивал поставки в Европу. Крупнейшими потребителями алжирского топлива являются Испания и Италия — в 2021 году на эти государства пришлось 65% алжирского экспорта. Всего же доля его топлива в общих объемах потребления Брюсселя составляет 11,6%.
Но есть одно «но»: несмотря на заявленную готовность руководства республики увеличить поставки нефти и газа в Европу, страна не может похвастать большими производственными мощностями. Более того, как отмечал глава Национальной нефтяной компании Sonatrach Тауфика Хаккара, в скором времени Алжир планировал сосредоточить производство на растущих внутренних потребностях в газе и текущих экспортных обязательствах.
О том, что отказ ЕС от российских энергоресурсов явно пошел не по плану, свидетельствуют и недавние публикации в зарубежных СМИ. Так, на прошлой неделе агентство Bloomberg сообщило, что Брюссель начал разрабатывать ряд экстренных экономических мер на случай внезапной остановки поставок газа из России. Речь идет, в частности, о сокращении использования отопительных систем и переходе на другие виды топлива в промышленности и энергетике.

Помимо этого, как пишет El Pais, ради снижения зависимости от российского топлива ЕС пришлось поступиться важной целью — достижением углеродной нейтральности к 2050 году. Страны-участницы объединения выразили готовность ослабить контроль за вредными эмиссиями.
Игра Алиева
Вместе с тем помочь ЕС в диверсификации импорта энергоносителей могли бы и страны Кавказа, в том числе Азербайджан. Так, 2 июня врио президента госкомпании SOCAR Ровшан Наджаф заявил, что у страны есть потенциальные возможности для наращивания экспорта газа в Европу по ЮГК — газопроводу протяженностью 3,4 тысячи километров от Баку до юга Италии.
Старт проекту был дан в мае 2018 года. Он состоит из трех частей: Южно-Кавказского газопровода (SCP) Баку — Тбилиси — Эрзурум, Трансанатолийского газопровода (TANAP), проходящего по территории Турции, а также Трансадриатического газопровода (TAP), соединяющего Грецию, Албанию и Италию.

Изначальные объемы поставок азербайджанского газа с гигантского месторождения Шах-Дениз на Каспии небольшие: ежегодно 6 млрд кубометров газа поступает по ЮГК в Турцию, а с 2020-го еще 10 млрд кубометров в год — в Европу. Другое дело, что после 2026-го пропускную мощность коридора могут расширить до 31 млрд кубометров топлива за счет строительства дополнительных газокомпрессорных станций.
Если это произойдет, то Баку сможет в будущем транспортировать не только азербайджанский газ, но и сырье из других стран, передает РБК слова старшего научного сотрудника по энергетическим вопросам Центра стратегических исследований при президенте Азербайджана Гюльмиры Рзаевой.
О том, что Южный газовый коридор играет «центральную роль в поставках природного газа в ЕС, особенно в Юго-Восточную Европу», заявила накануне встречи с Алиевым и глава Еврокомиссии фон дер Ляйен. Любопытно, что ЮГК также получил исключение из Третьего энергопакета, который запрещает производителям топлива контролировать 100% газопровода в Европе: ЕК разрешила азербайджанской SOCAR заполнять трубопровод собственным газом полностью.

Однако историк, политолог и эксперт по проблемам стран Ближнего Востока и Кавказа Станислав Тарасов выразил уверенность, что те объемы поставок газа, которые Баку пообещал Брюсселю, преувеличены и нуждаются в тщательной проверке. Неслучайно, по его словам, азербайджанские компании перестраховываются через Туркмению, чтобы подключить ее энергоресурсы для полного заполнения ЮГК.
«Это традиционная игра Алиева: то он говорил, что может обеспечить энергетическую безопасность Европы, то он говорил, что заменит весь российский газ в Европе. Но таких ресурсов у них нет. Это просто-напросто игра, за которой стоит желание обозначить европейскую перспективу и получить козырные карты в выстраивании отношений, прежде всего, с Россией», — резюмировал Тарасов в беседе с «Политикой Сегодня».
Ранее Алиев раскритиковал антиазербайджанские резолюции ЕС, заявив, что в адрес Баку постоянно звучат обвинения, оскорбления и ложь. В мае Европарламент принял документ, осуждающий «уничтожение Азербайджаном армянских культурно-исторических памятников в Карабахе».