«Один удар кулаком вместо тысячи слов». Как Байден просил нефть у Саудовской Аравии

Европа и США
«Один удар кулаком вместо тысячи слов». Как Байден просил нефть у Саудовской Аравии

Президент США Джо Байден завершает свое первое ближневосточное турне на посту главы государства. За минувшие три дня хозяин Белого дома успел посетить Израиль, где подписал с руководством страны декларацию о стратегическом партнерстве, совершил визит в Восточный Иерусалим и Вифлеем, пообещав возобновить финансовую помощь палестинцам, и даже рискнул отправиться в Саудовскую Аравию, которую еще в недалеком 2020 году грозил сделать «страной-изгоем».

Понять амбиции американского лидера можно, ведь то была предвыборная кампания — теперь же на первый план вышли совсем другие задачи. Главной целью визита Байдена в Эр-Рияд стала попытка добиться от саудитов значительного увеличения добычи нефти, чтобы снизить доходы России от высоких цен. Однако вслух глава государства лишь завуалированно отметил, что планирует «продвигать интересы США».

«В широком смысле слова цель, с которой я отправляюсь в Саудовскую Аравию, заключается в продвижении интересов США. В продвижении таким образом, которое позволило бы нам исправить то, что я считаю ошибкой, — ослабление нашего влияния на Ближнем Востоке. Я буду беседовать с лидерами девяти государств», — подчеркнул Байден на пресс-конференции в Израиле.
«Один удар кулаком вместо тысячи слов». Как Байден просил нефть у Саудовской Аравии

Спад присутствия США на Ближнем Востоке президент назвал ошибкой, которая приведет к заполнению «освободившегося вакуума» Россией и Китаем, — этого-то Вашингтон, по его словам, ни в коем случае допустить не может. В большой колонке для The Washington Post Байден добавил, что встреча с руководством Саудовской Аравии также необходима для сокращения влияния украинского конфликта на мировые поставки энергоресурсов.

«Я знаю, что многие не согласны с моим решением поехать в Саудовскую Аравию. Но мои взгляды на права человека ясны и проверены временем, а основные свободы всегда на повестке дня», — написал хозяин Белого дома.

Восток — дело тонкое

Впрочем, подобный «жест доброй воли» не нашел поддержки со стороны американского общества. Многие политики и эксперты уличили Байдена в непоследовательности и обвинили его в том, что он скомпрометировал ценности США, поставив их ниже экономических интересов. Раскритиковали президента и внутри его собственной партии.

«Один удар кулаком вместо тысячи слов». Как Байден просил нефть у Саудовской Аравии
«Если нам когда-либо требовалось визуальное напоминание о том, что богатые нефтью автократы продолжают контролировать внешнюю политику США на Ближнем Востоке, мы получили его сегодня. Один удар кулаком стоит тысячи слов», — написал в Twitter демократ, председатель Комитета по разведке Палаты представителей США Адам Шифф.

Не оценили визита Байдена в Эр-Рияд и в самой Саудовской Аравии. Так, принц Турки ибн Фейсал Аль Сауд, который в 1979-2001 годах занимал должность посла королевства в США, поиронизировал над тем, как нефть неожиданно понадобилась Новому Свету при первом же кризисе. В мае инфляция в США достигла максимума с декабря 1981-го, достигнув 8,6%, а цены на бензин превысили 5 долларов за галлон.

Нападки продолжились и со стороны журналистов, которые буквально закидали главу государства вопросами о грядущих переговорах с наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом Аль Саудой. Ранее Байден пообещал, что Саудовская Аравия «поплатится» за убийство журналиста, подданного королевства Джамаля Хашокджи, которое было совершено в 2018 году с согласия бен Сальмана.

«Один удар кулаком вместо тысячи слов». Как Байден просил нефть у Саудовской Аравии

Однако американский лидер старательно уходил от прямых ответов — ровно до тех пор, пока не прилетел в Эр-Рияд, где его прежнюю самоуверенность как рукой сняло. Саудовские лидеры оказали Байдену довольно холодный прием: король Сальман бен Абдель Азиз Аль Сауд не стал встречать его в аэропорту, а наследный принц не пожал руки, ограничившись «ковидным» кулачком.

На этом фоне в западной прессе вспомнили, насколько помпезно саудиты принимали у себя в гостях предшественника Байдена — Дональда Трампа, который совершил визит в столицу королевства в 2017 году, будучи президентом. Его приветствовали с танцами и саблями, а также выделили отдельную гостиницу, напоминающую дворец.

Но все тонкости восточного гостеприимства в полной мере сумел постичь лишь российский лидер Владимир Путин, чей кортеж в 2019-м сопровождал эскорт из шестнадцати всадников на благородных скакунах. Кроме того, глава государства жил в настоящем дворце, принадлежащем королевской семье. Столь разный прием, по мнению обозревателя Die Welt Даниэля-Дилана Бемера, свидетельствует об усиливающейся роли России на Ближнем Востоке.

Ловить американцам нечего

О том, что переговоры США и Саудовской Аравии явно пошли не по плану, стало понятно и на итоговой пресс-конференции. Байден заявил, что считает наследного принца ответственным за убийство журналиста Хашокджи, и отказался извиняться за свои угрозы превратить королевство в страну-изгоя.

«Я не жалею ни о чем, о чем я говорил​​​. То, что произошло с Хашукджи было возмутительно», — указал американский лидер.

Что до нефти, ради которой хозяин Белого дома проделал столь длинный путь, Вашингтон и Эр-Рияд обсудили лишь возможность обеспечения адекватного предложения сырья на мировых рынках. Вместе с тем лидеры двух стран заключили 18 соглашений в области инвестиций, энергетики, космоса и здравоохранения.

«Один удар кулаком вместо тысячи слов». Как Байден просил нефть у Саудовской Аравии
«Стороны подчеркнули важность стратегического экономического и инвестиционного сотрудничества, особенно в свете кризиса на Украине и его последствий, и подтвердили приверженность стабильному мировому энергетическому рынку. США приветствовали обязательство Саудовской Аравии поддерживать баланс мирового нефтяного рынка для устойчивого экономического роста», — говорилось в совместном заявлении.

Позднее Белый дом выпустил отдельное сообщение, в котором утверждалось, что Яр-Рияд якобы подтвердил готовность нарастить уровень нефтедобычи на 50% по сравнению с запланированным показателем на июль и август. Однако министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр, присутствовавший на переговорах, отказался подтверждать эту информацию, передает издание Breitbart.

«Саудовская Аравия привержена обеспечению стабильности на нефтяных рынках. Правительство США знает об этом. Проблема повышения цен на бензин, которую мы наблюдали в последнее время, на самом деле является функцией геополитики и психологии, а не фундаментальным спросом/предложением. Проблема бензина в США больше связана с отсутствием нефтеперерабатывающих мощностей в стране, чем с нехваткой фактической сырой нефти», — подчеркнул дипломат.
«Один удар кулаком вместо тысячи слов». Как Байден просил нефть у Саудовской Аравии

Все это говорит о том, что Байдену так и не удалось достичь каких-то особенных успехов на Ближнем Востоке — ни в деле обеспечения Западом нефти, ни в плане более тесного сотрудничества с арабскими странами, констатировал в беседе с «Политикой Сегодня» кандидат исторических наук, эксперт по Ближнему и Среднему Востоку Станислав Хатунцев. По его мнению, даже если Саудовская Аравия в итоге решит увеличить нефтедобычу на несколько сотен тысяч баррелей в сутки, «погоды это не сделает».

«Саудия близка к пику того, что она вообще может выдать за сутки в плане добычи нефти, поэтому тут ловить американцам особенно нечего. Они могут выжать что-то из других стран — Кувейта или ОАЭ, но там тоже речь идет о крохах. Американцы сами создали такую ситуацию, загнав под санкции Иран, Россию и Венесуэлу — представителей ряда крупнейших нефтедобытчиков. Сейчас США ищут ключи не там, где они их потеряли, а там, где светло, под фонарем. Как в анекдоте», — подчеркнул собеседник издания.

В заключительный день ближневосточного турне, 16 июля, Байден выступит на заседании Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), во время которого, по словам его помощника по национальной безопасности Джейка Салливана, планирует «ясно и по существу» изложить «свое видение и свою стратегию по взаимодействию Америки на Ближнем Востоке». После этого он встретится с руководством Ирака, Египта и ОАЭ.