«Мы всегда справляемся». Как на ПМЭФ искали лекарство для экономики России

Экономика
«Мы всегда справляемся». Как на ПМЭФ искали лекарство для экономики России

Всего 9 часов утра, а в зале буквально яблоку негде упасть — самое яркое подтверждение важности темы. На сцене — топовые спикеры, чьи слова и даже предметы одежды в последние месяцы разбираются детально: глава ЦБ Эльвира Набиуллина, советник президента РФ, экс-министр экономического развития Максим Орешкин, глава Минфина Антон Силуанов, министр экономразвития Максим Решетников. «Медицинский консилиум» по спасению экономики, как окрестил собравшихся модератор сессии, глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

Так, как раньше, уже не будет. Эту фразу повторили все и не раз. Не будет и возвращения к экономической модели СССР, заверил Орешкин.

«Экономика была неэффективной: закрытой, неконкурентной и централизованной. В новой России будет другая, более эффективная модель», — заверил помощник президента. 

Какая именно модель, конкретики не было. Вместо этого Орешкин попытался внушить оптимизм собравшимся, обратившись к историческому опыту.

«Тысячелетняя история России говорит о том, что мы всегда справляемся. Сделаем и в этот раз. Потребует усилий, стараний, но сделаем». 

Глава Минфина Антон Силуанов старался быть более конкретным: у России должна быть доктрина промышленной безопасности. Бюджетное стимулирование, конечно, работает, но государство могло бы взять на себя риски бизнеса по реализации производимых товаров, которые раньше завозились в РФ. Министр попытался объяснить свою мысль на примере отечественного автопрома.

«Государство может сказать: давай производи подушку безопасности в «Ладе», производи стеклоподъемники, мы тебе обеспечим спрос, условно говоря», — начал Силуанов. 

Модератор Андрей Макаров предположил, что за такие машины придется платить больше обычным гражданам, а не государству.

«Если мы пересадим работников государственных на "Лады"...» — начал было глава Минфина. 

На что депутат ответил, что в 1990-е годы такая идея показала свою неэффективность. Но одной фразы министра оказалось достаточно для громких заголовков в новостях.

Министр экономического развития Максим Решетников в рецепте для экономики прописывает нарушение жесткого «больничного» режима. Глава ведомства признал, что государственная позиция «чуть более жесткая, чем нейтральная», и это не дает экономике расти.

«Наша экономика значительно сложнее, чем модели, о которых мы рассуждаем. Она готова к росту и с благодарностью откликается на послабления <…> Мы должны дать пространство бизнесу, обеспечить условия, все остальное бизнес сделает сам», — сказал Решетников. 

За послабления высказалась и глава Центробанка Эльвира Набиуллина. В частности, в ее «рецепте» — отмена большинства существующих валютных ограничений. На вопросы о том, будут ли конфискованы валютные счета россиян, отменят ли доллар и евро в России Набиуллина ответила четко и безапелляционно «нет».

«Мы всегда справляемся». Как на ПМЭФ искали лекарство для экономики России

Регулятор будет стимулировать банки выдавать кредиты под трансформационные проекты, но кабмин должен четко определить критерии таких проектов. При этом глава ЦБ признала, что в России нет успешной практики финансирования стартапов. Разработать ее — еще одна из ближайших задач совместно с правительством наряду с возвращением доверия игроков на фондовой бирже.

«Инвестиционных денег не будет при высокой инфляции», — констатировала Набиуллина.

Рецепт от Центробанка на ближайший год выглядит так: снижение инфляции, доступность банковских инструментов, доверие финансовой системе.