От эмоций к трезвому расчету. Как украинские беженцы стали головной болью для ЕС

Ближнее зарубежье
От эмоций к трезвому расчету. Как украинские беженцы стали головной болью для ЕС

В Европе назревает новый миграционный кризис. С конца февраля Украину покинули более 6,73 миллиона человек — большинство из них, по данным ООН, устремились в страны Евросоюза. Основной удар на себя приняла Польша, где остановилось около 3,6 миллиона беженцев. Следом за ней расположились Румыния и Венгрия, куда прибыли 989 тыс. и 671 тыс. украинцев соответственно.

Но это не предел. Еще месяц назад в Управлении верховного комиссара ООН по делам беженцев предупреждали, что к концу 2022 года число мигрантов с Украины может достичь отметки в 8,3 миллиона человек, и называли текущий миграционный кризис самым масштабным со времен Второй мировой войны. Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев прогнозировал, что их количество составит 10 млн.

Какой из этих прогнозов оправдается, покажет время, но одно ясно точно — нынешний приток беженцев станет для всей Европы не менее серьезным испытанием, чем ситуация 2014-2015 годов, когда Старый Свет захлестнула волна нелегальных мигрантов из государств Африки и Ближнего Востока. В общей сложности с 2015-го по июнь 2018-го в страны ЕС прибыло более 1,6 млн человек — это в четыре раза меньше, чем за минувшие три месяца.

От эмоций к трезвому расчету. Как украинские беженцы стали головной болью для ЕС

Фактор расизма

Поначалу Европа принимала украинских беженцев более чем гостеприимно. Уже 8 марта Польша объявила о создании целевого фонда на сумму 8 миллиардов злотых (1,75 млрд долларов). Глава постоянного комитета Совета министров Лукаш Шрайбер рассчитывал, что этих средств будет достаточно, чтобы обеспечить пребывание мигрантов первые недели, и заверял, что страна хорошо подготовлена к приему людей.

О готовности помочь «каждому украинцу», который будет нуждаться в такой поддержке, заявлял 24 февраля и премьер-министр Словакии Эдуард Эгер. В свою очередь глава МИД Венгрии Петер Сийярто называл текущие события «самой масштабной гуманитарной операцией» в истории страны и пообещал обеспечить работой тех, кто останется в республике на продолжительное время, а их детей — местами в детских садах и школах.

Восемь лет назад ситуация была иной. Тогда наплыв беженцев с Ближнего Востока выявил наличие в Европе серьезных проблем с приемом мигрантов и фактически расколол страны ЕС по этому вопросу. В 2018 году государства-члены объединения решили закрыть морские пути и увеличить число пограничников в 10 раз, несмотря на то, что на тот момент острая фаза кризиса уже миновала, а количество мигрантов заметно сократилось.

От эмоций к трезвому расчету. Как украинские беженцы стали головной болью для ЕС

Причина такого парадокса весьма прозаична. По мнению журнала The Economist, ведущую роль в этом вопросе играет «фактор расизма»: европейцам куда проще принять на своей территории украинцев, которые воспринимаются как соседи, в отличие от афганцев или сирийцев. Кроме того, во время предыдущей миграционной волны основной поток беженцев состоял из молодых мужчин, сейчас же это по большей части женщины и дети.

«Раньше практически на каждой улице стояли палатки с сирийскими мигрантами. С украинцами ситуация диаметрально противоположная: их тут же забирают в семьи. <…> Ситуация на Украине французам ближе, чем Сирия и ее гражданская война. Уже второй месяц все новости начинаются с украинских сводок. Естественно, что эмоциональный окрас у всего этого гораздо сильнее», — приводит газета «Коммерсантъ» слова жителя Парижа Яна.

Прагматизм крепчает

До 2022 года Европа находилась в «патовой ситуации», констатировал публицист Роман Антоновский. Если бы она решила ограничить миграцию, то признала бы несостоятельность политики мультикультурности и открытых дверей. Но оставить все как есть — значит столкнуться с «новым витком межрасовых, межнациональных и межконфессиональных конфликтов между мигрантами и коренным населением». В этом плане украинский кризис пришелся как нельзя кстати.

От эмоций к трезвому расчету. Как украинские беженцы стали головной болью для ЕС
«Под предлогом помощи Украине многие страны Евросоюза теперь ограничат миграцию с Ближнего Востока и откроют двери украинским беженцам, которые, безусловно, могут намного легче ассимилироваться среди европейских народов, что показывает пример Канады или Штатов, где с начала ХХ века живут крупные украинские диаспоры», — объяснил писатель.

На первый взгляд, для Европы вырисовывается выгодная ситуация: платить украинцам можно не больше, чем сирийцу или афганцу, а культурный барьер и разница в обычаях и традициях не такая огромная, рассуждает Антоновский. Однако в реальности все далеко не так гладко.

По мере увеличения потока беженцев с Украины на смену эмоциям приходит трезвый расчет. Страны Европы начали осознавать, что не справляются с наплывом мигрантов, а средства, выделенные на их содержание, стремительно заканчиваются.

Так, замглавы МВД Польши, уполномоченный правительства по делам беженцев Павел Шефернакер пожаловался на то, что расходы на украинцев исчисляются не в миллионах, а в миллиардах евро, поэтому предложения Еврокомиссии на сегодняшний день «далеко не достаточные». Он напомнил, что Варшава так и не получила от организации 144,6 млн евро, обещанные три месяца назад.

От эмоций к трезвому расчету. Как украинские беженцы стали головной болью для ЕС

Ситуация осложняется еще и тем, что в ЕС участились случаи грабежей и нападений на торговые точки со стороны украинцев. Причиной тому — нехватка жилья, которое страны-участницы объединения могли бы предоставить мигрантам. С этой целью правительства некоторых государств даже создали квоту рабочих мест для беженцев в ущерб своим гражданам.

Однако украинцы отказываются устраиваться на работу и требуют выплаты пособий для бесплатного обеспечения всем необходимым. Такое поведение возмущает европейцев, согласившихся приютить их у себя. В частности, некоторые жители Франции пожаловались, что с этих пор их траты выросли почти в пять раз — и это несмотря на то, что мигранты получают ежемесячное пособие в размере 426 евро.

«Я надеялся, что они быстро обретут самостоятельность», — посетовал Жан-Мишель Алликс, чьи расходы выросли с 300 евро до 1600 в месяц после того, как он предоставил жилье пятерым беженцам.
От эмоций к трезвому расчету. Как украинские беженцы стали головной болью для ЕС

При этом зачастую на гостеприимность украинцы отвечают агрессией. На днях в Вене мигранты избили двух мужчин после того, как им сделали замечание из-за неправильно припаркованных машин. В результате потасовки пострадали таксисты 47 и 48 лет, одного из них госпитализировали с подозрением на перелом черепа, передает австрийская газета Heute.

О хамском поведении украинских мигрантов рассказал и один из жителей Германии:

«Ведут себя как мумии…. Когда ты им говоришь, здравствуйте или до свидания, они на тебя даже не смотрят».

На этом фоне европейские страны начали постепенно лишать поддержки украинских беженцев. Так, с 1 июня Польша, Швейцария, Болгария, Германия и Чехия отменят для них бесплатный проезд. А Латвия, со своей стороны, сократила срок раздачи мигрантам бесплатного питания с 90 до 30 дней.

От эмоций к трезвому расчету. Как украинские беженцы стали головной болью для ЕС
«В пятницу, 20 мая, в конце рабочего дня предприятия получили информацию, что со следующего понедельника государство услуги кормления больше не оплачивает», — сообщает издание Delfi.

Определенные меры начали применять и в Болгарии — там сейчас начинается туристический сезон, а из-за больших потоков мигрантов гостиничный бизнес несет серьезные потери. В последние дни мая болгарские отели должны выселить около 35 тысяч украинских беженцев, поскольку с 1 июня им урежут финансирование (с 20 евро в сутки на человека до 5 евро).

«Для Болгарии туристический сезон имеет большое экономическое, культурное и международное значение. Эта отрасль обеспечивает средства к существованию для многих болгар и их семей. Она составляет значительный процент нашего ВВП, и мы обязаны обеспечить успешный летний туристический сезон в Болгарии», — подчеркнула болгарский вице-премьер Калина Константинова.
От эмоций к трезвому расчету. Как украинские беженцы стали головной болью для ЕС

ЕС найдет пути решения

Смена позиции стран ЕС в отношении украинских беженцев симптоматична. Местные власти предлагают им трудоустроиться, но они в своей массе этого делать не хотят — возникает закономерный вопрос, кто их будет кормить, кто предоставит жилье и каким будет их дальнейший статус, отметил в беседе с «Политикой Сегодня» старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко.

«Конечно, это головная боль для местных властей. Например, в Болгарии многие украинцы требуют, чтобы их бесплатно кормили, поили и предоставляли жилье. О работе они, конечно, не хотят задумываться. Они считают, что Евросоюз им что-то должен. Они предпочитают ехать в развитые страны Европы с мыслью о том, что те могут их взять на довольствие. Но очень скоро власти будут искать пути решения», — полагает эксперт.

Неслучайно, по мнению Оленченко, президент Франции Эмманюэль Макрон, канцлер ФРГ Олаф Шольц и премьер-министр Италии Марио Драги недавно заявили о необходимости заключения мирного договора между Россией и Украиной. Если диалог между сторонами возобновится, то у стран ЕС появятся основания побудить беженцев возвращаться обратно на родину.

«Но здесь есть сложность юридического плана. Когда речь шла о выходцах из Африки, германские власти, например, применяли к ним метод депортации. Расчет был на то, что они обратно не заедут, потому что у них нет виз. С украинцами сложнее, потому что с 2014 года между Украиной и ЕС действует соглашение об ассоциации, согласно которому у них есть право свободного въезда на территорию стран ЕС, но пребывание там ограничено. Поэтому, скорее всего, в Европе все будут форсировать идею переговоров», — резюмировал собеседник издания.

Ранее The Guardian сообщил о том, что жители Великобритании могут обеднеть из-за большого наплыва украинских беженцев. Подробнее читайте в нашей статье.