
Если Россия не сможет через суд вернуть себе контроль над арестованным на Западе валютными резервами, она будет вправе применить односторонние меры, и в том числе заблокировать собственность тех стран, которые ввели против нее незаконные экономические санкции.
Об этом в авторской колонке для сайта РЕН.тв пишет политолог Юрий Городненко, комментируя состоявшееся в начале текущей недели выступление в Государственной думе председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной.
Набиуллина 19 апреля представила парламенту годовой отчет Центрального банка и раскрыла ситуацию с российскими золотовалютными резервами.
Примерно половина валютных резервов РФ была заморожена на счетах европейских и американских банков после того, как Россия 24 февраля начала военную спецоперацию по демилитаризации и денацификации Украины. Как заявила председатель ЦБ, заблокирована оказалась та часть российских резервов, которые были депонированы в евро, в долларах и в фунтах стерлингов, в общей сложности на 313 миллиардов долларов.
«При этом из выступления Набиуллиной осталась непонятной судьба резервов в японских иенах (36 млрд. долларов), канадских долларах (20 млрд. долларов), австралийских долларах (6 млрд. долларов) и в сингапурских долларах (2 млрд. долларов), - отмечает Городненко. - Ранее Япония, Канада, Австралия и Сингапур также анонсировали намерение заморозить российские вклады».
Таким образом, в распоряжении Центробанка остались валютные резервы, депонированные в юанях, на сумму 105 миллиардов долларов, и золотые резервы на сумму 131,5 миллиарда долларов, которые хранятся на территории РФ.

Говоря о дальнейших шагах, которые намерен предпринять ЦБ, Набиуллина пообещала, что замороженные российские активы будут возвращены через суд. И теперь вопрос заключается в том, будут ли эффективны иски, о подготовке которых рассказала в Госдуме Эльвира Набиуллина, рассуждает политолог.
И прежде, чем отвечать на этот вопрос, необходимо разобраться, почему вообще Россия размещала свои запасы иностранной валюты в иностранных банках.
«Валюта хранились в банках тех стран, которые ее эмитировали. Соответственно, золотовалютные резервы в долларах были размещены на депозитах в американских банках, а в фунтах стерлингов и евро – в европейских. Такая ситуация возникла по требованию Международного валютного фонда. Именно этот орган, отвечающий за формирование корзины мировых резервных валют и обеспечивающий международную торговлю, "рекомендовал" центробанкам мира депонировать средства на территории торговых партнеров», - объясняет читателям эксперт.
Поэтому России пришлось, следуя директивам МВФ, депонировать часть своих валютных резервов в банках торговых «партнеров», чтобы они служили гарантией международным сделкам России. Именно эти резервы и были заблокированы в рамках антироссийских санкций коллективного Запада. Причем помимо валютных депозитов РФ были заморожены и номинированные в валютах западных стран выплаты по ценным бумагам.
Для того, чтобы объяснить, почему Россия не спрогнозировала подобное развитие событий, Городненко напоминает о том, при каких обстоятельствах был создан Международный валютный фонд.
«Решение о создании МВФ было принято на Бреттон-Вудской конференции 1944 года (официально — Валютно-финансовой конференции Объединенных Наций). Участниками этой конференции стали США, Соединенное Королевство, СССР (правопреемницей которого стала Россия) и еще 41 государство. Все они выступили учредителями МВФ. Таким образом, фонд возник на основе консенсуса, доверительных отношений между группой стран», - напоминает политолог, подчеркивая, что МВФ не является структурой ООН.

Рекомендациям МВФ Россия могла следовать до тех пор, пока сохранялся консенсус между учредителями организации, так как в основе финансовых отношений лежало доверие партнеров друг к другу. Но этот консенсус был разрушен в 2014 году, когда против России были введены незаконные экономические санкции Соединенных Штатов, Евросоюза, Великобритании, Канады, Австралии и Японии.
«Почему и после этого (в России) по-прежнему придерживались установок МВФ – отдельный вопрос. Сейчас же Центробанку предстоит разрешить эту ситуацию, - рассуждает Городненко. - Предполагается, что ЦБ задействует некие конфиденциальные договоренности с западными банками, на основе которых распорядился разместить в последних золотовалютные резервы».
Блокировка иностранных активов, подчеркивает эксперт, является обоюдоострым оружием, так как подобный шаг на международном уровне подрывает доверие к доллару, фунту стерлингов и евро. Все остальные государства мира уже задумались о том, что если активы России – страны-учредителя МВФ – были арестованы, не произойдет ли то же самое и с их активами? В итоге позиции западных валют могут быть подорваны, а это не выгодно европейским и американским банкирам.
Поэтому получается, что этим банкирам выгоднее в конце концов разморозить российские валютные резервы, чем окончательно ослабить свои собственные валюты, уверен Городненко.
Другой вопрос, как скоро это будет сделано. Возможно активы России будут разблокированы постепенно и без лишнего шума. А до тех пор, Запад сможет несколько раз прокрутить российские деньги и получить с них прибыль, в то время как Россия эту прибыль потеряет.
«Для решения этой проблемы и нужны судебные иски. Подчеркнем, они необходимы не для разблокирования активов, а для компенсации убытков. Россия не может воспользоваться своими ЗВР для получения прибыли. Следовательно, терпит убытки. Эти убытки Запад обязан компенсировать. Чтобы у него было юридическое основание для выплаты компенсации, необходимо решение суда. Именно суд должен установить размер не полученной Россией прибыли, - объясняет политолог. – А счетчик недополученной прибыли был запущен в момент блокировки российских активов».

Ну а если Запад не захочет рассмотреть этот вопрос на уровне финансистов, то он будет рассматриваться уже как «подрыв мировой экономической стабильности, ведущий к возникновению международного конфликта». С этой точки зрения на проблему уже смотрят Россия и Китай, которые и заявили об этом на прошедшем 20 апреля заседании Совбеза ООН.
В этом случае рассмотрением спора должен будет заняться Международный суд ООН. А если и это окажется невозможным, то Россия, будучи страной-основательницей Организации Объединенных Наций, будет вправе пойти на односторонние меры, и арестовать имущество стран, заморозивших ее валютные резервы.
И в данном случае будет уместно добавить, что Запад «поставлен на счетчик», добавил Юрий Городненко.