Мы в соц.сетях:
«Ангарский маньяк» Попков обвиняется в жестоком убийстве еще 60 женщин

«Ангарский маньяк» Попков обвиняется в жестоком убийстве еще 60 женщин

«ГАЗ» планирует возродить производство автомобилей «Волга»

«ГАЗ» планирует возродить производство автомобилей «Волга»

В администрации Порошенко рассказали, что мешает ему встретиться с Трампом

В администрации Порошенко рассказали, что мешает ему встретиться с Трампом

На Украине работникам завода зарплату выдадут недостроенным ракетным крейсером

На Украине работникам завода зарплату выдадут недостроенным ракетным крейсером

Ученые обнаружили на древних иконах изображения НЛО

Ученые обнаружили на древних иконах изображения НЛО

Ученые рассказали о пользе компьютерных игр

Ученые рассказали о пользе компьютерных игр

9:12   30 Июня 2014
История катастрофы
796

Две недели цыганского гонения

Две недели цыганского гонения

Массовая высылка цыган за пределы Москвы началась 28 июня 1933 года. За две недели власти руками силовиков выставили вон из Москвы, сталинский облик

Массовая высылка цыган за пределы Москвы началась 28 июня 1933 года. За две недели власти руками силовиков выставили вон из Москвы, сталинский облик которой портили таборы оборванцев, более пяти тысяч человек... Голод, бушевавший на территории СССР в 1932-1933 годах, погнал многочисленных кочевников-цыган в крупные города страны. Так, в частности, весной 1933-го в Москву приехали многочисленные таборы: люди пытались спастись большей, нежели на периферии, возможностью подработать привычными способами, нередко цыгане надеялись даже устроиться на работу... Однако, как принято считать сегодня, властям белокаменной цыганские таборы были словно бельмо в глазу, потому как не соответствовал их вид городу сталинской архитектуры. За считанные дни, а именно – в течение двух недель, из Москвы было выслано 1008 семей – 5470 человек, из которых 1140 составляли мужчины, 1506 – женщины и 2524 – дети. Всех – и арестованных, и насильно выселенных из Москвы – отправили в Томск и близлежащие к сибирскому наукограду трудовые поселения ОГПУ. Один из потерпевших, которого звали Владимир Глодо позже стал героем исторических мемуаров по этом теме. Вот что он рассказал о тех двух неделях кошмара для его соплеменников: «Табор был окружён милиционерами в белых гимнастёрках. Нагрянули незваные гости на рассвете, примерно в 4-5 утра, выгнали сонных людей из палаток и толпой повели к железной дороге. Палатки цыганам пришлось бросить, лошадей и почти всё имущество тоже. Успел что-то сунуть в котомку - уже хорошо. Эти поспешные сборы ещё отзовутся во время попыток побегов, когда смельчакам будет нечего обменивать на еду. Пока же ошеломлённые семьи погрузили в четырёхосные пульмановские вагоны, заранее загнанные в тупик. Вагоны были уже с нарами, но чистые. Здесь милиция передала цыган военным конвоирам. Вскоре огромный эшелон был заполнен таборами, арестованными на разных концах Москвы». Помимо версии об эстетическом несоответствии наличия цыган помпезному облику сталинской Москвы есть еще одна, представляющаяся сегодня более рациональной и дальновидной. Великий в те времена вождь Советских социалистических республик для строительства благого будущего сделал ставку на национальный вопрос, тасуя племена и «создавая новые народы», как написал Максим Кантор в книге «Красный свет». «То был замысел перекрыть диффузное брожение мировой войны и национальных самоопределений семнадцатого года. Именно этим занялся азиат Сталин после Первой мировой и после Революции, работая с национальными компартиями на отторгнутых от России территориях. Этим же занимался и Троцкий – но строили они разное; азиат оказался успешнее космополита: он строил особый русский интернационал, с единой нацией, по Данилевскому. Империя тогда треснула, уже бродили из края в край калики перехожие – но Сталин собрал империю вновь. В ту пору страна распадалась на много стран, хотя в те годы дробление шло не кольцевыми разломами, оттого удалось распил склеить. Тогда, в семнадцатом, создавали однодневные республики и сезонные союзы, внутри обособившихся областей возникали пестрые деления, и Сталин перемешал всю пестроту заново – убивая саму идею национального самоопределения, но создавая единую небывалую нацию из многих, - объясняет писатель. - В 1930 году корейцев из Владивостока высылали в Хабаровск, а в 1937-м корейцев послали еще дальше от Владивостока – в Астрахань; а на смену им на Дальний Восток – из Белоруссии, с Украины, из России слали раскулаченных крестьян и ссыльных. В тридцатые годы следовали тактике зачистки границ от ненадежных элементов: высылали финнов, поляков, украинцев, цыган. Про цыган сегодня почти не помнят – то были формально граждане другой страны, но в 1933-м цыган выселили из Москвы в Томск. А потом начались высылки немцев. Немцев много выселили уже в 1935-м и 1937-м, но к началу войны – обвально много». Александра Хасанова
Автор: Олег Королев
Новости партнеров
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...